Интервью с художником-постановщиком Александром Загоскиным

На студии «Кинополис» для съемки исторической мелодрамы «Серебряные коньки»*  декорации сооружались  под руководством Александра Анатольевича Загоскина.  Нам удалось пообщаться с выдающимся художником кино и живописцем, обладателем премий «Ника» и «ТЭФИ» и просто с интереснейшим человеком.

— Вы занимаетесь живописью и кино. Что для вас работа, а что хобби?

— Первая моя профессия все-таки – живописец, а вторая – кино. Живописью я занимаюсь всю жизнь, а кино – только 40 лет из моих-то 150 (смеется).

— И все-таки кем вы себя считаете по призванию?

— Художником. Вот вы у Врубеля спросите, кем он себя ощущает. Он занимался и живописью, и театром, и станковой живописью, и монументальной. Но дело же в том, что художник – он по жизни художник. Кинематографом я занимаюсь от проекта до проекта, а между этим я сижу в мастерской и работаю.

— С чего начинается работа над декорациями? Какой первый этап?

— Первым делом мы читаем сценарий, вживаемся в атмосферу и начинаем собирать материал. На этом этапе необходимо включить воображение и фантазию, чтобы визуально интерпретировать ту атмосферу. Например, нам дано: «Она идет по коридору». Всё, в тексте больше ничего нет. Нам надо передать настроение, дать больше информации: откуда и куда она идет? с какой целью? застрелиться? или на поиски счастья? Как правило, в сценарии не описано, какой интерьер, какие предметы окружают героев. То есть нашей работой становится создать обстановку и атмосферу этого коридорчика. Сложность в том, что нам надо все додумать: какое это сооружение – готическое или барочное, в каком оно цвете, какая одежда у героини.  Мы, художники, занимаемся тем, что визуализируем литературный текст. Без нас кина не будет.

— Все, что окружает героя, надо вписать в определенные временные рамки. Обращаетесь ли вы к каким-либо источникам за информацией?

— Нам дан сценарий – вот основной источник. К какой-либо литературе я не обращаюсь, разве только к стихам, чтобы влиться в атмосферу, если действие происходит в начале 20 века. Несомненно, смотрю изобразительное искусство и собираю исторический материал именно в визуальном аспекте.

— Это так сложно: подобрать все предметы интерьера и быта, точно попадая в конкретное время. Можно ли сказать, что у вас в этом огромный опыт и знания, и поэтому у вас это искусно получается?

— В опыте, как в любви: каждый раз предыдущий опыт не помогает. Каждый раз, как первый раз. Вы же знаете – влюбляешься и ныряешь, как в омут с пузырями. Опыт опытом, а помогает, прежде всего, общение с окружающими людьми. Опыт общения с профессионалами своего дела. Так же важен опыт работы и рассуждения с самим собой, самоорганизация.

— Многое зависит от людей. Из скольких человек состоит ваша команда?

— Сейчас вместе со мной над декорациями для картины «Серебрянные коньки» работают несколько ассистентов. Один занимается документами, отчетами, деньгами. Другой – материалами: досками, красками, тканями и всем производством. Третий занимается разработкой чертежей. У каждого свои задачи и проблемы. На этой картине, конечно, мне требуется несколько ассистентов, хотя обычно у меня их 2: один — производственный, а второй занимается сбором материалов и помогает в творчестве.

— Говоря о работе с людьми, интересно узнать об актерах. Приходится ли вам объяснять актерам, как в тех или иных сценах взаимодействовать с декорациями?

— Вы знаете, актеры, как дети. Если декорация хорошая, то они сразу вживаются в нее. Атмосфера, несомненно, влияет на актерскую игру, помогает вжиться в роль. Недавно мы работали над таким объектом: требовалось воссоздать кабак. Мы сделали большие арочные своды, свечи, камин – средневековье. Когда рассказывали об этом актеру на репетиции в простом зале – это одно, а когда он сам зашел в кабак, то тут же совсем другое! Становится видно, как они словно живут в атмосфере.

— У каждого актера есть роль, которую он мечтает сыграть. Есть ли у вас жанр, тема или, может быть, конкретная история, над которой вы бы хотели поработать?

— Мне нравится работать над хорошим психологическим кино. Вообще, я люблю исторические фильмы. Именно эпоха конца 19 и начала 20 века мне нравится. Поэтому над любым фильмом того времени я бы работал с удовольствием. Мои любимые фильмы – это фильмы 60-х годов, например, «Три тополя на Плющихе», «Летят журавли» — такое психологическое хорошее кино. Сейчас оно у нас как-то нивелировалось в сериалы. А какое у нас было замечательное черно-белое кино! Фильмы, рассказывающие про хорошие человеческие взаимоотношения. Вот это нравится, а не экшн. Не компьютерное кино, а настоящее, психоанализ в искусстве меня больше занимает. Да и в живописи меня тоже влечет в крен психоанализа.

 

Благодарим Александра Анатольевича за беседу и желаем творческих успехов как в кино, так и в мастерской!

 

*- проект «Серебряные коньки» студии Никиты Сергеевича Михалкова «ТРИТЭ» снимается при участии студии «Кинополис».Планируемая дата премьеры: 13 февраля 2020 года