fbpx

Оператор известен участием более чем в 17 кино-проектах, среди которых культовый сериал «Бандитский Петербург».

 

В уютном кафе студии «Кинополис» мы встретились с известным российским оператором – Игорем Берсоном.  После теста камер к предстоящим совместным съемкам Игорь смог уделить нам время и ответил на несколько вопросов. 

— Игорь, вы учились в университете им. Бонч-Бруевича. Как вы переквалифицировались и попали в кино после окончания технического ВУЗа?

— Это произошло неожиданно и забавно: я не окончил университет. В студенческие годы я увлекся музыкой и бросил учебу, после чего меня призвали в армию. В это время приятель предложил мне попробовать себя в качестве осветителя на киностудии. Я согласился. Для этого я окончил курсы кино-механиков и вскоре устроился на Ленфильм. Сначала я долго работал простым осветителем с самым маленьким разрядом. Спустя несколько лет пошел на курсы Сергея Петровича Юриздицкого, по завершению которых и стал работать оператором.


— Какой был ваш первый опыт в качестве оператора?

— В начале карьеры оператора я работал над разными клипами и рекламой. Однажды меня позвали принять участие в проекте под названием «Братва»,который запустили на НТВ, проект закрыли после выхода 3 серии, но сериал вышел на кассетах и дисках. После этого я продолжил снимать сериалы и взялся за «Бандитский Петербург», который и стал мой отправной точкой в профессии.

— Кто ваш учитель? Чьей работой вы восхищались в начале пути?

— Моими учителями являлись известные советские операторы Сергей Юриздицкий и Юрий Шайгарданов. Я всегда на них равнялся и специально шел с ними работать даже за маленькие деньги, лишь бы поучиться у профессионалов и перенять их опыт.

— Какова главная задача оператора с вашей точки зрения?

— Красивый кадр – это цель моей работы. Конечно, это достигается взаимодействием с режиссером, но есть такие режиссеры, которые требуют страшной, ужасной картинки. Так и говорят «Слишком уж у тебя красиво, убирай красоту, надо чтобы было страшно!». Часто я бываю против этого и стараюсь переубедить режиссера. Когда я смотрю кино как зритель, и картинка мне не нравится, здесь начинается неприятие мной фильма в целом. Я люблю, когда у фильма красивая и приятная картинка.

— Получается, у вас бывают недопонимания, споры и конфликты с режиссерами?

— Иначе и быть не может!

— И как вы их решаете?

— Каждый участник процесса на площадке настаивает на своей позиции, но в итоге все приходят к единому консенсусу. Без этого никак. Иначе это было бы не творчество, а только техническая работа.

— Есть ли проекты, от участия в которых вы бы отказались?

— Есть. Я ушел из жанра «стрелялок» после нескольких лет работы, захотел снимать сказки и любовь. К сожалению, сказок у нас мало снимается, поэтому пока в основном занимаюсь женскими романами, для меня этот жанр куда приятнее. Недавно я снимал ролики о Бессмертном полке по заказу Первого канала ко Дню Победы. Это были съемки военных действий, но такой работой я горжусь, ведь эти ролики показывают детям в школах.

— Что важнее в вашей профессии: опыт или аппаратура?

— Опыт.

— То есть вы согласны с тем, что шедевр можно снять на айфон?

-Сейчас все каналы переходят на цифру, и качество материала, снятого на айфон, уже не подойдет. Несмотря на это, такой жанр имеет успех: проходят фестивали мобильного кино, есть категории зрителей, для которых подходит данный формат. На сегодняшний день существует столько категорий зрителей со своими предпочтениями, так что, можно сказать, под каждый формат и жанр требуется отдельный специалист.

— Какой совет вы бы дали начинающим операторам?

— Совет один на все времена: идти работать за любые деньги и набираться опыта. Если новичок попадает в хорошую группу, то обязательно будет у кого и чему и научиться. Я делал именно так и не жалею об этом. Профессия оператора сейчас очень популярна, а конкуренция — огромная! Очень много выпускников профильных ВУЗов, желающих добиться успеха, но есть замкнутый круг — операторов не берут без опыта, а где ж его взять? Приходится начинать с каких-то низов и подниматься, подниматься и еще раз подниматься.

 

Благодарим Игоря за интересную беседу и надеемся на новые встречи на студии «Кинополис»!